С каждым человеком в детском саду или в начале школьной жизни приключается эта напасть. Нет, я сейчас не о ветряной оспе. И даже не об ОРЗ. Просто однажды ребенку приходит пора выучить назубок то, что в методике преподавания математики высокопарно называется «составом числа». И педагоги (а вместе с ними и родители) начинают вдалбливать в детскую головушку: «пять — это один плюс четыре, пять — это два плюс три...» и так далее. И математика, еще недавно такая простая и наглядная, норовит превратиться в зубрильню.
Знакомая картина? Впрочем, к чести педагогов, многие из них не ставят на одну только зубрежку, а норовят сделать обучение более наглядным. Рисуют, например, вот такие нарядные схемки, облегчающие запоминание.
Я же придерживаюсь мнения, что наглядность — хорошо, а работа руками — еще лучше. И очень люблю, когда какие-то положения математики можно покрутить, повертеть или сделать на их основе занятную вещицу. А давайте мы состав числа... вышьем.
Состав числа и нитяные «уголки»
На листе картона я наколола под углом друг к другу два ряда из 4-х отверстий. Отверстия я пронумеровала начиная от острого конца угла. А еще вывела маркером на самом видном месте крупную гордую цифру «5».
Теперь я вдеваю нитку в иголку и, спрятав узелок с изнанки под верхней четверкой, соединяю эту самую четверку... с единичкой в горизонтальном ряду. Это я показала, что 5=4+1. Логично?
Иглу по изнанке я продергиваю в соседнее отверстие, под которым красуется... правильно, двоечка. А соединим мы ее с тройкой из наклонного ряда — именно туда сейчас нацелится иголка.
Уловив принцип, мы несколькими стежками завешаем наши построения. Кстати, можно наколоть еще отверстий и показать, что 5=5+0 и 5=0+5. Я поленилась это сделать.
Обратите внимание: узор состоит из отрезков прямых, но на определенном участке они норовят сложиться в плавную линию. Она называется огибающей, но это уже совсем другая история.
Искусство вышивки по картону подобных фигурок называется ИЗОНИТЬ, а сам описанный прием — «заполнение угла». Вышивка изонитью очень полезна для юных математиков, ибо тренирует навыки счета, учит сравнивать длины отрезков, величины углов, а также развивает внимательность и координацию пальчиков.
А это я вышила уголки, которые соответствуют бОльшим числам.
Да, вы все правильно поняли — я не накалывала отверстия на глаз, а подложила с изнанки хитрый шаблон. Вот он:
Кстати, его можно сразу распечатать на картоне.
А теперь предлагаю попрактиковаться еще немного.
Продолжение: Состав числа и египетская головоломка.
Интересная идея! Думаю, такой урок математики понравится и детям, и педагогам .
Очень крутой способ работы с числами. Главное, что не скучно. Обязательно воспользуюсь, когда буду обучать дочу.