Опыты Татьяне Евгеньевне помогал проводить Денис Зеленов. 10 лет.
Летом Денис купался на Волго — Донском канале. Смотрел на большие корабли, как они идут по каналу, поднимаются и опускаются в камере шлюза. И задумался: что позволяет им не только держаться на воде, но и перевозить тяжелые грузы?
Почему корабли могут ходить по воде?
Причин несколько.
1. Плотность
Опыт 1
Все мы знаем, что если бросить в воду деревянную доску, то она будет лежать на ее поверхности, а вот металлический лист такого же размера сразу начинает тонуть.
Почему так происходит? Это определяется не весом предмета, а его плотностью. Плотность – это масса вещества, заключенная в определенном объеме.
Опыт 2
Мы взяли кубики одинакового размера 70×40х50 мм из разного материала — металл, дерево, камень и пенопласт и взвесили их. И увидели, что кубики имеют разный вес, а следовательно, и разную плотность.
Вес кубика из:
- камня –264гр.,
- пенопласта — 3 гр.,
- металла — 1020 гр.,
- дерева – 70 гр.
Отсюда сделали вывод, что из кубиков самый плотный материал – это металл, затем камень, дерево и пенопласт.
Опыт 3
А что произойдет, если эти кубики опустить в воду? Как видно из опыта камень и металл утонули – их плотность больше плотности воды, а пенопласт и дерево нет – их плотность меньше плотности воды. Значит, любой предмет будет плавать, если его плотность меньше плотности воды.
Следовательно, корабль, чтоб он держался на воде, надо сделать так, чтобы его плотность была меньше плотности воды. Предположим, делать его из такого материала, который имеет плотность меньше плотности воды и не тонет – например, из дерева. Из истории мы знаем, что человек именно из дерева делал вначале плоты, а затем лодки, используя свойство дерева –плавучесть.
Сегодня мы видим много кораблей сделанных из металла, но они не тонут. Причина в том, что их корпус наполнен воздухом. Воздух намного менее плотное вещество, чем вода. У корабля образуется, как бы общая, суммарная плотность воздуха и металла. В результате этого средняя плотность корабля вместе с огромным объемом воздуха в его корпусе становится меньше плотности воды. Потому-то и не тонет тяжелый корабль. Подтвердим это опытом.
Опыт 4
Опустим в воду плоский лист металла – он сразу же тонет, а любая посудина с бортами остается на плаву — в ней образуется запас плавучести. Туда даже можно положить груз.
Так же действует спасательные средства: жилет или круг, одетый на человека. С их помощью удается удержаться на плаву до прибытия спасателей.
2. Выталкивающая сила
Кроме того на погруженное в воду тело действует выталкивающая сила. На рисунке мы видим, что на тело со всех сторон действуют силы давления:
Силы, действующие в горизонтальном направлении, т.е. на борта судна, взаимно компенсируют друг друга. Давление же на нижнюю поверхность - на днище, превышает давление сверху. Вследствие этого возникает направленная вверх выталкивающая сила.
Это хорошо видно из следующего опыта.
Опыта 5
Мячик с воздухом внутри, погруженный в воду, с силой вылетает из нее вверх.
Это действует на мяч выталкивающая сила (сила Архимеда). Она то и удерживает корабль на плаву и позволяет кораблю плавать.
1-Силы поддержания; 2-Давление воды на борт судна
Отчего же зависит действие выталкивающей силы?
Первое – это от объема корабля и второе — от плотности воды, в которой корабль плавает. Эта сила тем больше, чем больше объем погруженного тела. Проверим это опытом.
Опыт 6
Положим на плавающую доску небольшой груз –они тонут. А вот объем надувной лодки значительно больше, и она может выдержать даже несколько человек.
Второе — выталкивающая сила меняется с увеличением плотности воды. Плотность воды можно увеличить, если ее сильно-сильно посолить.
Докажем это следующим опытом:
Опыт 7
Мы залили в шарики желтый и оранжевый соленую воду и опустил их в пресную воду аквариума – они утонули. А зеленый и синий шарики с пресной водой – остаются наплаву. Следовательно, плотность соленой воды увеличилась.
Теперь посмотрим, как изменится выталкивающая сила в более плотной жидкости?
Опыт 8
Опустим картофелину в емкость с солений водой – она остается на плаву. Затем опустим картофелину в емкость с пресной водой –она утонула.
Из проведенного опыта видно, что в соленой воде на плаву удерживаются те предметы, которые прежде тонули.
Мы увидели, что выталкивающая сила увеличивается с увеличением плотности воды. Следовательно, в море, где вода соленая (с большей плотностью), выталкивающая сила, действующая на корабль больше, чем в реке или озере, где вода пресная и судно может нести грузы большей тяжести. (За эталон принята плотность пресной воды, которая при температуре +4 градуса составляет 1000 кг/м.куб. В море вода соленая и от этого более плотная. Например в Мертвом море плотность воды равна 1278 кг/м.куб.)
А вот перемещаться в разные стороны по воде корабль заставляют винты в подводной части судна, приводимые в движение мощными двигателями из машинного отделения.
На основании проведенного исследования можно сделать выводы о том, что железные корабли не тонут и плавают потому, что:
- Корабль обладает достаточным запасом плавучести.
- На корабль действует выталкивающая сила (сила Архимеда), направленная вверх. По закону Архимеда эта сила равна весу жидкости, вытесненной кораблем.
Ну как, друзья, полезные и интересные были для вас 8 опытов в водой? Удалось ли вам повторить эти опыты? Поделитесь с нами вашими впечатлениями от практических опытов. Мы всегда рады вашим комментариям и фотографиям. А мы продолжаем знакомить вас с Веселой наукой и приглашаем изучить другие эксперименты.
Тать\на, большое спасибо! Очень интересно!
Этот вопрос мне сын задавал, а я все по-умному старалась ответить. Теперь покажу опытным путем. Спасибо.
Класс
Но я бы хотела знать что будет если в солёную и пресную воду бросить алюминиевый цилиндр?