Когда мы смотрим на деревья, которые шумят кронами где-то высоко над нами, поневоле задумываемся: почему деревья не дорастают до самых облаков?

Опыт, с которого можно начать обсуждение этого вопроса, очень простой. Предложите ребенку выпить воды из стакана через обычную трубочку для сока. Легко? Конечно! Теперь «нарастим» трубочку – соединим, аккуратно вставляя друг в друга, три или четыре соломинки. Поставьте стакан на пол – и снова попробуйте втянуть воду. Сделать это стало заметно сложнее. Можно продолжить эксперимент и найти тот предел, при котором поднять воду до рта не получится – правда, для этого ребенку приходится встать на стол : ) Итак, вот одна из причин того, что деревья вынуждены остановиться в росте – им просто не удастся поднять воду и питательные вещества к ветвям и листьям, если те расположены выше определенного уровня.
Конечно, такого «насоса», которым пользуемся мы, всасывая воду через трубочку, у растений нет. Главным движителем воды по стеблю является химический насос — сила осмоса. Осмос — это явление одностороннего проникновения воды через полунипроницаемую мембрану (пленку, которой в случае с растениями являются клеточные оболочки) в сторону раствора соли и сахара. Из-за разной концентрации солей и сахара в растительном соке и в почве снаружи, более «соленая» корневая ткань растения вытягивает.
Объяснение осмотического механизма может оказаться сложновато для младших школьников, но работу этого насоса мы вполне можем увидеть своими глазами.
- Для этого мы возьмем большую картофелину, очистим ее от шкурки и разрежем пополам.
- Закругленные конца картофелины срежем, чтобы она стала устойчивой. Теперь надо аккуратно вынуть часть массы из каждой половинки – так, чтобы в серединке образовалось углубление-чашечка.
- Теперь мы поставим каждую из половинок в блюдце с подкрашенной пищевым красителем водой.
- Выемки-чашечки также заполним водой до половины, — а затем в одну из них положим половину чайной ложки сахара.
- Накроем обе половинки картофелины плотным листом бумаги или блюдцем и оставим на ночь.
- Наутро можно будет увидеть, что в «сладкой» половине картофелины жидкости стало больше – осмотический насос подкачал часть воды из блюдца по тканям картофелины в выемку.
Увидеть сами сосуды, по которым идет движение воды, также можно при помощи несложного опыта.
- Для этого достаточно взять стебель сельдерея, расщепить его пополам (не разъединяя то место, где стебель переходит в листья).
- Поставим нижние концы в стаканы с подкрашенной водой – красной и синей. Через некоторое время «крона»-лист окрасится в два разных цвета.
- А на срезе стебля станут хорошо видны крупные проводящие сосуды, по которым идет вода.
Этот опыт также хорошо проводить с цветком обыкновенной белой гвоздики – если удастся аккуратно расщепить стебель, цветок окрасится в разные цвета практически поровну, что выглядит очень эффектно.
Попробуйте порассуждать с детьми и о том, какие еще факторы могут ограничивать рост дерева. Возможно, кто-то из них вспомнит про силу тяжести, из-за которой крона дерева рискует сломаться под собственным весом. А кому-то придет в голову мысль об испарении – ведь вода, которую дерево поднимает к кроне, испаряется с поверхности листьев. При высоте свыше ста метров вода испарялась бы быстрее, чем дерево успевало бы получить ее от корней. Итог: самые высокие деревья на Земле – североамериканские секвойи — «ограничиваются» ростом в 100-115 метров.






Интересно. Не знала) хотя и взрослый))