Катя Голубева
Преподавать детям я начала сравнительно недавно. Всего два года я веду кружки для школьников, находящихся на семейном обучении, в петербургском коворкинге «Дом Гнома». Занятия такого рода сегодня принято называть «Оружающим миром», во всяком случае, так называется учебник для наших детей. Но в начале ХХ века для знаний о природе существовало гораздо более симпатичное слово — естествознание. Это — в первую очередь наблюдения за тем, что окружает нас и чему так хочется дать имена.
- Кто поет в зарослях сирени?
- Как называется растение, которое первым зацвело рядом с домом?
- Куда зимой прячутся бабочки?
- Откуда на небе берутся облака — где та секретная фабрика, которая их «производит»?
Мне очень близка та позиция в рассказе о чудесных событиях и явлениях природы, которую сто лет назад озвучил великий популяризатор природы Дмитрий Кайгородов, автор многих замечательных книг для семейного чтения.
Он писал: "Поставив себе задачей научить ученика ведать живую природу, природоведение неминуемо должно будет прийти к вопросам, что и как существует или делается в природе, присовокупить вопросы: для чего, почему и зачем, — вопросы, которые существующая школьная естественная история ставит лишь кое-где, урывками, а между тем именно эти-то вопросы и служат ключом для раскрытия закона изумительной целесообразности в природе. Эти же вопросы — для чего, почему и зачем — вводят в область наблюдений и образуют наблюдателя, а следовательно ведут к одной из важнейших целей преподавания естествознания.
- Зачем нужны растению колючки?
- Для чего у шиповника шипы загнуты крючки книзу, а у барбариса торчат вперед?
- Зачем некоторые цветы на ночь закрываются, а другие открываются?
- Для чего румянит дерево осенью свои листья?
- Для чего бродят синицы зимою по нашим садам?
- Почему дятел живет в лесу, а не на поле?
И так далее, и так далее, в таком роде. Всякому должна быть ясна до очевидности вся разница между таким живым и полным глубочайшего интереса природоведением и теперешней сухой и почти схолатической естественной историей. Приобщенные к природе путем такого живого природоведения, нарастающие поколения будут уметь видеть и воспринимать также красоту и поэзию природы, оздоровляющее воздействие которых на дух человека много превосходит аналогичное воздействие красоты и поэзии, создаваемых человеком и за которые мы платим иногда такие большие деньги. Также, человек, знакомый с миром облаков и посвященный в тайны звездного неба, не будет гулять «с поникшей долу головой».
Надеюсь, так оно и будет — и многие тайны природные мы откроем вместе, задаваясь вопросами — для чего, почему и зачем. И внимательно, внимательно вглядываясь в мир 
Мы всегда открыты к сотрудничеству, поэтому здесь могут быть и ваши статьи!






Добавить комментарий