Мы уже разобрались, что ходить по воде в некоторых случаях можно, а вот бегать?
Можно! Что бы в этом убедится, достаточно посмотреть на поверхность пруда в летний день. По воде ходят, бегают множество насекомых. Они ловко скользят по поверхности. Пленка воды слегка прогибается, но не рвется. Значит вода обладает каким-то свойством, позволяющим выдерживать всю эту живность. И название этому свойству — поверхностное натяжение. Еще поверхностное натяжение проявляется следующим образом:
- маленькие объекты с плотностью, большей плотности жидкости, способны «плавать» на поверхности жидкости. В наших опытах это иголка на поверхности воды;
- некоторые насекомые способны передвигаться по воде, удерживаясь на её поверхности;
- струя воды слипается в цилиндр. Чтобы в этом убедится достаточно открыть кран в ванной;
- капля имеет форму шара;
- на несмачиваемых поверхностях вода собирается в капли. Можно увидеть, как вода набегает на сухой асфальт.
Мы проделали несколько опытов, что продемонстрировать поверхностное натяжение.
Опыт с монетками
Налили в бокал воды до самого-самого края. Все, дальше некуда И стали опускать монетки в бокал одну за другой. Делали это аккуратно, что бы не расплескать воду. Поместилось у нас 15 монеток! А вода не пролилась!
Куда же подевалась вода, вытесненная монетами?
Все просто, вода поднялась горбиком над стаканом. Поверхность стала выпуклой, удерживаемая тоненькой пленочкой. Если продолжить опускать монетки, пленочка лопнет, и вода прольется из бокала. Вот такое поверхностное натяжение.
Делаем компас
Во втором опыте мы попробовали положить иголку на поверхность воды. Взяли не простую иголку, а предварительно намагнитили ее. С третьей попытки иголка лежала на поверхности и не тонула. Для наглядности рядом поставили компас, чтобы проверить показания самодельного компаса. Ура! Намагниченная иголка, лежа на поверхности воды, верно указывала северное направление.
Порой простые опыты бывают очень наглядными и захватывающими!
Интересный мультфильм про компас.
Компас — полезное изобретение. Простое, но важное и интересное. И сегодня мы с вами сделали его своими руками. Наука и правда может быть веселой. Так давайте я подарю вам книгу. В ней собраны одни из самых интересных опытов с водой. А ведь компас как раз используется в мореходстве. Если возникнут вопросы — пишите в комментариях, обсудим.
Удачных экспериментов! Наука – это весело!
Класс, детям будет интересно!!!
Галина!! Очень хочется попробовать, так где же компас взять? У меня в детстве было два, где они подевались?
Маргарита, где спрятались Ваши компасы я не знаю
Но можно сориентироваться по солнцу — Вы же легко поймете где запад, где восток, а соответственно и север. Удачи!
Если не изменяет память, я ложил иголку не просто на воду, а на легкий плавучий материал, вроде как пенопласт.
Правда, это было очень давно, могу и ошибаться.
И такой вариант есть!
Ой как интересно! Ну хорошо, с маленькими предметами все понятно. А как же с историями хождения по воде людей, например Иисуса Христа.Еще по телевизору видела передачу как некоторые люди-фокусники ходили по воде. Вот как им это удается?
Существует много законов Вселенной о которых мы и не знаем!
За счет преломления света в воде, мы не видим «подставки» из прозрачного стекла.
Ну вот всё ожидала, а что бы иголку положить на воду, и она не утонула — это для меня новость! Нужно обязательно проделать это самой, так хочется убедиться, что она может держаться на воде! Главное — аккуратно уложить, а то от волнения руки трясуться :yahoo:
Ирина, сдерживайте Ваше волнение. Это гораздо проще, чем баннер сделать
Прочитала про воду и монетки — поверить не могу! Завтра же с ребенком поставим этот эксперимент ;)
А как вы намагничивали иголку? Терли просто?
Немного потерли иголку о магнит, и она уже намагничена.
Галя, опыт с монетками был проведен, вода действительно поднялась куполом, но не вылилась. Вот только монет у нас было мало, всего восемь (деньги у нас только бумажные, поэтому так мало нашлось, найдем больше попробуем еще раз ;) ).
Как всегда, здорово! Галина, Ваш блог надо учителям физики рекомендовать в качестве учебного пособия