В один погожий воскресный денек захотелось нам с детьми погулять по центру города – пройтись по Александровскому саду, посмотреть на фонтаны на Манежной площади, съесть мороженое и посмотреть смену караула. Гуляя, вышли мы на Моховую улицу и в небольшом закоулке увидели камни. Да не просто камни, а глыбы какие-то, и большая машина с буром рядом. Дорогу нам не преграждал ни шлагбаум, ни ворота, и мы решили рассмотреть их поближе. Каково же было наше удивление, что мы оказались около Геологического музея имени В.И. Вернадского. Мы слышали про него, но как-то интерактивные музеи привлекают современных детей и их родителей гораздо больше, и так получилось, что до классического музея с витринами и камнями мы не дошли. Так что же медлить, раз сама судьба привела нас к его дверям? Недолго думая, мы вошли. И ничуть не пожалели, скажу я вам!
Музей не огромный, сорок железных сапог вы не стопчете, но в этом есть своя прелесть. Можно рассмотреть все и не один раз, можно обойти каждый зал по кругу и вернуться в самое начало. Не страшно уйти с одним ребенком в соседний зал и оставить другого в предыдущем.
Итак, по порядку.
Музей старый. В нем ощущается не только древность камней и минералов, но и в нем все пропитано наукой. История Музея начинается с января 1755 г., когда был учрежден Императорский Московский университет. При нем был создан «Минеральный кабинет». Основной экспозицией этого кабинета стала уникальная коллекция минералов и горных пород, подаренная Университету представителями знаменитой династии уральских заводчиков братьями Демидовыми и доставленная в Москве в 1759 году. Так при Университете был создан Музей естественной истории. Открыт музей был в 1805 году.
Залов в музее около шести. Первый зал встречает вас окаменелостями, известняковыми отложениями и двумя огромными глобусами, которые, если постараешься, можно покрутить не только вокруг своей оси, но и, перевернув вверх ногами, взглянуть поближе на южный полюс. А вы знаете, как легко запомнить и не путать сталактиты и сталагмиты? Само слово вам подскажет!
СталакТит – буква «т» в слове похожа на сосульку, растущую сверху вниз.
СталагМит – буква «м» похожа на две сосульки-горы, растущие снизу вверх. Вот, оказывается, как легко не запутаться.
В следующем зале на удивление нам встретился очень милый и интересный каждому ребенку интерактив – огромные ящики с песком, где можно попытаться раскопать древние аммониты или белемниты. В этом же зале вы найдете останки древних животных и извергающийся вулкан, к которому подкрадывается вулканолог в специальном костюме. А на балконе этого же зала – отдельная экспозиция, посвященная янтарю. Тут и янтарная пирамида, в которой можно посидеть и очиститься, и множество обработанных и необработанных камней. Но больше всего нас привлекли витрины с насекомыми в янтаре. Они настолько малы, что почти к каждой окаменелой смоле приставлено увеличительное стеклышко. Но, глядя на них, поражаешься, что прямо перед тобой далекое прошлое Земли, так легко сохранившееся и дошедшее до наших дней в маленьком кусочке смолы.
Отдельный зал посвящен поделкам из камней – скульптурные группы, вазы, мозаичные столешницы, предметы роскоши и быта, витражи. Все очень красивое и изящное. Даже не верится, что из камня можно сотворить такие тонкие изделия.
И гвоздь музея – коллекция минералов. Им отведено несколько залов. Мы были без экскурсии, к сожалению. Все время пытались краем уха прислушаться к тому, что рассказывали группам рядом с нами. Но все же неудобно было присоединяться к ним от начала и до конца, поэтому мы отходили, послушав совсем немного. А экскурсия все же пригодилась бы. Мы мало знаем о камнях, недостаточно просто прочитать их названия и место добычи, указанные на информационном указателе рядом с экспонатом. У каждого минерала своя история, может быть какой-то миф или легенда, свое применение. Такие вещи может рассказать только экскурсовод. Но нам все равно было хорошо. Вокруг все сверкало и переливалось, причудливые формы и расцветки камней и минералов привлекали и тянули нас в разные стороны. Глаза просто разбегались. Дети бегали от витрины к витрине и бесконечно фотографировали.
Музей классический, в моем понимании. Огромные дубовые двери, высокие потолки, второй ярус экспозиций, деревянные витрины. Такое ощущение, что профессура 19-го века только-только закончила свое заседание, и готовится новая экспедиция к центру Земли. Там все пропитано духом науки. И очень бережного отношения к исследованиям, к найденным материалам и к их презентации посетителям.
Уже после посещения этого музея я очень крепко задумалась, насколько нужен такой уж сильный увлекающий момент, как стараются сделать многие музеи. Насколько доступными должны быть экспонаты. Не портим ли мы восприятие наших детей слишком большой открытостью и доступностью? Способны ли будут наши дети, после многолетних интерактивных экскурсий, сидений на полу в галереях, возможностью взять и подержать в руках тот или иной артефакт, просто стоять и слушать экскурсовода хотя бы час? Глядя на своих юных любителей погулять и посмотреть, я убедилась, что и такое консервативное представление экспонатов тоже способно заинтересовать детей и пробудить в них тягу к дальнейшему изучению.
Надеюсь, что виртуальная прогулка по залам музея вам понравилась и в ближайшее время вы посетите музей имени В.И.Вернадского вместе со своим ребенком. Согласитесь, такая необычная подача науки понравится не только ребенку но и взрослому. Ведь во время интерактивной экскурсии задействованы сразу несколько сфер восприятия: образы (ребенок видит = визуал), запоминает то что говорит экскурсовод (аудиал) и может сам пощупать науку (кинестетик).
Истории о других наших развивающих прогулках с детьми читайте на страницах Веселой науки в разделе “Куда сходить с детьми”.
Пусть музеи будут разными!
Мария Суржан
Какой интересный музей! Я о нем слышала, но мы в него не ходили. Согласна с вами, что музеи должны быть разными, не всегда полезно, когда ребенку все разжевывают, ему ведь интересно и самому делать интересные открытия.