В детском клубе проходило занятие по теме “Магнетизм”. Напишу подробнее о том, что мы творили, а проводили мы опыты с магнитами.
Бесспорно, все ребятишки знакомы с магнитами и очень их любят. И вот принесла я большой магнит, высыпала гвозди, скрепки, пружинки и всякую всячину, и ребята пропали… Конечно, они не исчезли, но так увлеклись примагничиванием, что их почти не стало слышно (а это бывает очень редко).
Что притягивает магнит
Как я уже написала, первым делом мы стали выяснять, а что же у нас способно примагничиваться. Самый младший из группы мальчишка смело ответил, что на это способен металл железо. Нужно отметить, что ученые считают, будто весь мир вокруг нас намагничен. Магнитные свойства есть и у самых маленьких частичек – атомов, и у людей, а Земля и Солнце тоже магниты. Да, такая информация ребят озадачила. Особенно, почему не примагничиваются Даня и Тима. Но ответ очень прост, человеческие магниты очень слабые.
Сила магнита
Далее стали развивать тему о том, что есть более сильные и слабые магниты. Взяли мы большой магнит и маленький и стали цеплять на них скрепки. От большого магнита выстроилась цепочка из трех больших скрепок, а от маленького – только две. По количеству примагниченных скрепок делаем вывод, что сильнее оказался большой магнит.
Проводя этот простой опыт, сделали небольшое открытие – скрепки побывав в магнитном поле стали временными магнитами, то есть стали притягиваться друг к другу просто так без внешнего воздействия.
Действие магнита через разные материалы
Долго мы провозились со скрепками и гвоздями, а потом решили проверить способность магнита действовать через другие предметы. Для начала, взяли лист бумаги, сверху положили скрепку, а снизу водили магнитом и давали команды скрепке. Удивительно, но скрепка безошибочно слушалась и двигалась в указанном направлении. Далее утолщили преграду, взяв книгу. Потом уже играли с гвоздями, водя магнитом под столом… Дети были в восторге. Кстати, на занятии был малыш Макар, которому больше всех понравились забавы с двигающимися гвоздями.
Ребятам было весело и все понятно. Но почему, то их озадачила способность магнита действовать через воду. В пластиковую бутылку с водой мы набросали скрепок, гвоздей, пружинку и была поставлена задача вытащить эти мелочи из воды, не намочив рук. Мальчишки и девчонки немного подумали, а потом прислоняли по очереди магнит к стенке бутылки, сообразили как все это сделать. Так понравилась эта затея, что утопили все железочки и каждый по два раза доставал эти сокровища со дна бутылки. Магнитная сила действует и сквозь бумагу, и пластик, стекло и воду, и через многие другие материалы. Конечно, в рамках своих простых экспериментов мы не ставили задач найти все из них.
Линии магнитного поля
Вокруг магнита создается магнитное поле, но его нельзя увидеть, и я его совсем не чувствую (хотя допускаю, что кто-то способен его увидеть). А так как в нашей группе юных экспериментаторов есть один ученый, который все время говорит “Не верю”, то пришлось демонстрировать эти самые линии магнитного поля. На лист бумаги насыпали немного металлической пыли, а внизу листа поднесли магнит… Восторг, на листе выросли железные елочки, а кому-то показались солдатики.
Так как нашим ученым только по пять лет, но в глубокие научные объяснения я не вдавалась, мы просто играли и веселились.
Если ваши ученые уже выросли из малышовского возраста и хотят серьезных исследований, то изучите тему создания умного магнитного пластилина. Очень интересно!
В конце занятия мы поговорили о компасе. Конечно потрогали, пощупали его, и понаблюдали за тем, как колеблется магнитная стрелка, и куда она указывает. Вы же помните, что стрелка компаса указывает на север? Но просто наблюдать для ребят оказалось мало, и мы сделали свои компасы, используя иголку, магнит и блюдце с водой.
Как сделать компас своими рукам
- Для начала провели магнитом вдоль иголки. Делать это следует в одном направлении.
- В блюдце набрали холодную воду.
- Попробовали положить иголку на воду. Получилось только у одного человечка, поэтому было решено упростить задачу. На воду вначале положили полоску бумажной салфетки, а уже сверху пристроили иголку. Через несколько минут салфетка утонула, а иголка осталась лежать на поверхности воды. Кстати, почему? Что ее удержало? Об этом можно прочесть в статье «Поверхностное натяжение или можно ли бегать по воде».
- Иголка стала стрелкой нашего домашнего компаса, которая плавно повернулась, указав одним своим концом на север. Это мы сверили по настоящему компасу.
Вот такое занятие о магнитах у нас получилось. Было действительно весело. Думаю сделать продолжение этой темы, потому что есть еще много разных магнитных затей.
Нашла интересный мультфильм о том, почему животные не притягиваются магнитом и так ли это.
Согласитесь, что наука — это весело. Надеюсь вам понравились эксперименты с магнитами, если да — поделитесь ссылкой с друзьями в социальных сетях. Пригласите нас в свою домашнюю лабораторию. Расскажите в комментариях что вам понравилось больше всего, опубликуйте фото. Мы будем рады разделить с вами каждое радостное мгновение. И чтобы ваши будущие исследования науки стали еще более яркими и запоминающимися, у меня для вас полезный ПОДАРОК — “Сборник опытов со звуком”. Экспериментируйте с удовольствием!
Класс! Галина, какое интересное занятие получилось. Читая почувствовала себя ребенком, представила что вместе с вами экспериментировала. Я в восторге, надо с детьми так поиграть
Анна, поиграйте обязательно!
Ой, да я и сама поиграю... Однажды видела такое где-то да и забыла благополучно...
А теперь обязательно поиграю... спасибо за напоминание, Галина!
Галина, у нас с сынком были именно солдатики. А не пробовали водить сразу двумя магнитами под бумагой?
:good:
Галина, классное занятие, моей дочке бы точно понравилось, она в восторге от магнитов. Играет с маленькими канцелярскими, очень ее удивило, что какие-то стороны магнита притягиваются, а противоположные отталкиваются. Надо ей фокус с доставанием деталей из воды с помощью магнита показать. А где такой большой магнит взять?
Ирина, я мужа отправляла на радиорынок за большим магнитом :wacko:
Галина, огромное спасибо! Опыты как всегда интересные. Мы с детьми уже играли с магнитами, но вот идея с бутылкой мне очень понравилась! А еще нужно и мне прогуляться на радиорынок)))
Анна, экспериментируйте с удовольствием и принимайте участие в нашей фото-галерее. Уверена, Вам есть чем поделиться с народом!!!
Да, и нам на радиорынок, магниты очень любим! Получился ненавязчивый и очень полезный урок! Даже мне было интересно!
У вас супер сайт, впервые в гостях, нравится ВСЕ!
Александра, очень приятно что Вам понравилось. Заглядывайте чаще, экспериментируйте и ждем Ваши фото в нашей галерее :yes:
Очень интересно ... Линии магнитного поля особо впечатлили...) Нам как-то не довелось поэкспериментировать так углубленно с магнитом, надо попробовать
Линара, все самое интересное еще впереди :yes:
Супер :good: Мне тоже очень нравятся эксперименты с магнитами)) Главное — все познается в игре и это круто!
Стас, в твоем возрасте можно уже серьезно заниматься, а малышам как раз игра и нужна :whistle:
А что за детский клуб, где у вас проходило занятие?
Мы живем в городе Щелково-3 Московской области. Семейный клуб «Жар-птица»
Здорово, мы — в Юбилейном, рядышком можно сказать. Сын растет стопроцентным технарем, просит все записать его в кружок «с проводами», говорю ему, что технические кружки все только для школьников, не верит, ищу))))
Сын, примерно в вашем возрасте магниты обожал, мог с ними в разных вариациях возиться до бесконечности. Я ему давала поле для свободных исследований, и как он только с ними не экспериментировал. Сейчас у него интересы немного другие, да и личность он больше творческая, чем техническая, но компас покажу обязательно, спасибо за инструкции.
Дана, удачных экспериментов!
Интересные опыты, попробуем повторить с детками, уверена, им понравится
Спасибо за идеи!
Очень интересная статья, правда дочка еще маленькая. Пару раз играла с магнитами, ей нравится когда они притягиваются, а потом разлеплять их, а когда она полюса меняла, магниты отталкивались друг от друга и она их бросала )))
Анастасия, наш Макар очень рано приобщается к разным научным играм))) Наличие старшего брата сказывается!