Непроводники или изоляторы — это материалы, препятствующие передаче тепловой энергии. Они используются для сохранения предметов теплыми (холодными).
Сегодня мы попробуем найти лучший изолятор, проведя простые домашние опыты с теплопроводностью.
Опыт 1 Соревнование банок
Для опыта возьмем:
- 3 банки с крышками схожих размеров и форм
- Носок
- Пузырчатая пленка
- Газета
- Ледяная вода
- Часы
- Термометр
- Скотч
- Ножницы
Что мы делали?
- Завернули каждую банку в один из материалов (газету, носок, пленку).
- Закрепили материалы скотчем.
- Наполнили все банки ледяной водой. Вода простояла в морозилке около 1,5 часов. Температура воды была 0 С.
- Замерять температуру воды в каждой банке мы не стали, так как замерили один раз в общей емкости, а потом перелили по баночкам. Закрыли банки крышками и засекли время.
- Через 7 минут измерили температуру воды в каждой банке. В банках, завернутых в газету и носок температура была 5 С, а в пупырчатой пленке 6,5 С. Еще через 30 минут провели замер температуры. В банках в бумажной и носочной обертке было 9 С, а в пленочной 10,5 С. Если честно не очень вдохновили нас эти замеры — разница не значительная. Повеселил разве что яркий носок
- На будущее можно поискать материал, который будет еще лучше сохранять холод (фольга, шерстяная шапка, вата, а может быть...). Здесь надо экспериментировать!
Почему так происходит?
Если вам удастся найти материал, который плохо передает тепло, то он послужит хорошим изолятором. Если тепло, содержащееся в воздухе, не передается воде, вода долгое время будет оставаться холодной. Свойство веществ проводить тепло называется теплопроводностью.
Предыдущий опыт показался нам не очень наглядным, поэтому решено было провести еще испытания материалов на теплопроводность. На этот раз испытаниям подверглись фольга, вата и бумага.
Опыт 2 Соревнование ледышек
Мы решили кубики льда обернуть в различные материалы и проверить какой кубик быстрее растает. Итак, оборачиваем ледышки в алюминиевую фольгу, вату и бумажную салфетку. Мы предположили, что в фольге лед дольше сохранится, но ошиблись! Лед в фольге растаял быстрее остальных образцов. На фотографии слева на право (лед был в фольге, в бумаге, в вате). Из ваты достали чуть подтаявший кубик.
Вот это открытие! Стали искать и нашли в интернете следующую информацию.
Коэффициент теплопроводности измеряется в в Вт/(м·K)
Теперь все стало ясно: алюминиевая фольга не сохранит ледышку. Лучше это сделает вата, потому что теплопроводность ваты гораздо меньше, чем у алюминия.
Если такие опыты со льдом вам показались сложными, то можно провести простые ледяные эксперименты для малышей.
Ух и быстро летит время вместе с веселой наукой. И останавливаться не хочется. Еще опытов! Еще экспериментов! Фокусы! Поделки. Веселье. Яркие эмоции. Улыбки. Радость и смех. Вам понравилась эта заметка. Я же вижу, вы улыбаетесь. Хочу, чтобы ваша научно-познавательная жизнь стала еще увлекательней и поэтому дарю вам книгу ОПЫТЫ СО ЗВУКОМ. Продолжайте удивляться и делать открытия вместе с Веселой наукой. До скорой встречи, друзья.
Удачных экспериментов! Наука – это весело!
Здравствуйте!
Галина, как здорово! Согласитесь, мы иногда едем отдыхать и заворачиваем еду в фольгу, мол лучше сохраниться. А надо ватой оборачивать.
Вот так эксперимент.
Всё правильно!
А вот если бы обернули лёд стекловатой, результат бы бы вообще идеальным. Вот только стекловата очень «кусючая» и колючая ;) .
Но её с успехом в качестве изоляционных материалов используют в строительстве и даже в космических установках.
В космических аппаратах в качестве систем терморегулирования используются специальные «шубы», представляющие собой экрановакуумную тепловую изоляцию, состоящую из множества слоев металлизированной полимерной пленки, переложенных слоями стекловаты,
причем верхний и нижний слои для прочности выполнены из стеклоткани.
Это я, как выпускник Харьковского авиаинститута 1971 года по специальности «Двигатели космических аппаратов», помню.
Так что основная составляющая тепловой защиты в космосе — элементарная вата — рулит!
Вот это дополнение! У меня нет слов!
Немножко теоретической и ядерной физики, а также основ теплопередачи не помешают ;-)
Но, главное, ребятёнков этой наукой сразу не испугать :wacko:
Да, действительно — открытие! Вата рулит! И спасибо Виталию, за дополнение! Буду знать, чем термоски оборачивать!